Почему женщины лучшие инвесторы, чем мужчины

06 августа 2021 г.

Пол Миклашевич,
Директор по управлению активами клиентов банка BlueOrange

Я задам вам три вопроса и попрошу запомнить первый вариант ответа, который придет вам в голову.

Вопрос № 1: Считаете ли вы, что эмоциональный контроль является важным фактором успешных инвестиций?

Вопрос № 2: Кто, по-вашему, лучше контролирует эмоции: мужчины или женщины?

Вопрос № 3: Кто, по вашему мнению, более успешные инвесторы: мужчины или женщины?

Очевидно, что формат этой статьи не подразумевает ведение интерактивной дискуссии или анализа, да и за правильные ответы у нас нет призов. К тому же, цель этих вопросов – узнать ваше мнение, а не проверить знания. Согласно исследованию психолога Даниела Канемана, представленному в его книге «Думай медленно… решай быстро», первые приходящие к нам в голову мысли, по сути, основаны на субъективных предубеждениях, а не на рациональных рассуждениях.

Учитывая, что мне никак не узнать ваши ответы на заданные вопросы, предлагаю рассмотреть несколько факторов или, скорее, стереотипов, которые могли бы повлиять на выбор того или иного ответа.

В нашем обществе распространен стереотип, что женщины более эмоциональны, чем мужчины.

Такое предубеждение нередко выявляет пренебрежительное отношение к женщинам. «Эмоциональные женщины» воспринимаются как менее успешные или стоящие на ступеньку ниже, особенно в бизнесе, чем предположительно более рациональные, уравновешенные мужчины. Подобные предрассудки порождают множество проблем, но поскольку в этой статье мы обсуждаем эффективность инвестиций, не будем отклоняться от темы и постараемся быть максимально объективными.

Если вы ответили, что эмоциональный контроль является важным фактором успешного инвестирования, вы абсолютно правы. Забегая вперед (к вопросу № 3), скажу, что женщины-инвесторы на самом деле более успешны, чем мужчины – доходность их инвестиций значительно выше. Более того, причина менее успешных результатов у мужчин кроется в их чрезмерной эмоциональности при принятии решений, связанных с управлением инвестициями. Когда мы говорим, что данные свидетельствуют о том, что мужчины слишком эмоциональны в плане управления инвестициями, не думайте, что это как-то связано с эмоциональным интеллектом – то была бы совсем другая тема для разговора. Грубо говоря, данные указывают на то, что мужчины слишком эмоциональны в негативном, истерическом смысле этого слова.

Рассмотрим поподробнее.

В 2018 году исследователи из Уорикского университета в сотрудничестве с британской брокерской компанией Barclays проанализировали инвестиционные показатели за три года для 2800 инвесторов. По их наблюдениям, женщины-инвесторы превосходили мужчин-инвесторов в среднем на 1,8% в год. Возможно, это сразу не покажется существенной разницей, но в совокупности это означает, что спустя 40-летний инвестиционный период доходность женщин-инвесторов будет вдвое выше, чем у их коллег-мужчин.

Отдельное исследование, проведенное крупнейшей в Великобритании платформой потребительских инвестиций Hargreaves Lansdown, также показало, что доходность инвестиций за трехлетний период у женщин-инвесторов была на 0,81% в год выше, чем результаты, достигнутые мужчинами-инвесторами.

Изучив показатели эффективности, аналитики из Уорикского университета определили три основных фактора, которые в наибольшей степени повлияли на эффективность инвестиций мужчин. Во-первых, мужчины гораздо чаще участвовали в торгах, чем женщины, и соответственно платили больше комиссионных, снижая, тем самым, чистую прибыль от инвестиций. Во-вторых, мужчины, чаще выбирали инвестировать средства в более спекулятивные ценные бумаги и удерживали их даже в периоды значительного спада цен вместо того, чтобы оперативно устранять убытки. Наконец, мужчины больше внимания уделяли попыткам обогнать и превзойти рынок.

Женщины, напротив, торговали реже, с меньшей вероятностью вкладывали средства в спекулятивные ценные бумаги и, как правило, приобретали и держали более качественные инвестиции. Женщины также концентрируют больше усилий на достижении ощутимых финансовых целей, а не на том, чтобы превзойти рынок.

Поэтому, как управляющий активами, я не удивлен, что качества, продемонстрированные женщинами-инвесторами, привели к лучшим инвестиционным показателям, чем у мужчин.

Однако, прежде чем мы провозгласим победу и объявим, что женщины лучше мужчин справляются с инвестициями, следует отметить, что из 2800 участников исследования, проведенного в Уорике, только 500 были женщинами. Если женщины более успешны, то почему они становятся инвесторами реже, чем мужчины?

Сравнительно низкое участие женщин на инвестиционных рынках указывает на более глубокую проблему, о которой свидетельствует ряд других исследований. По данным опроса под названием «Женщины и деньги», проведенного Fidelity, менее 9% респонденток заявили, что, по их мнению, женщины являются лучшими инвесторами, чем мужчины. Наряду с этим, лишь 52% опрошенных женщин выразили уверенность в своих инвестициях (процент уверенности среди мужчин составил 68%). Самая печальная цифра этой статистики: 61% женщин предпочли бы говорить о смерти, чем о деньгах. В чем же дело?

С одной стороны, у нас есть четкие доказательства того, что женщины-инвесторы превосходят мужчин, но, с другой стороны, женщины менее склонны инвестировать. Очевидно, что причина кроется в нехватке действий, а не профессиональной компетентности женщин. Почему так? В ходе опроса, проведенного инвестиционным менеджером PIMCO, была выявлена основная причина недостаточного участия женщин на финансовых рынках. Согласно опросу, 49% женщин указали, что для занятий инвестициями им в большей степени не хватает времени, а не денег.

Разумно предположить, что если женщины чувствуют, что не могут уделять достаточно времени инвестиционной деятельности, то, скорее всего, они и не будут этим заниматься, что и приводит к меньшему участию женщин на инвестиционном рынке.

К сожалению, этот инвестиционный разрыв имеет весьма серьезные последствия для финансового благополучия женщин и должен быть устранен по двум очень важным причинам: женщины, в сравнении с мужчинами, зачастую имеют более низкий карьерный доход и более высокую продолжительность жизни.

В рамках совместного исследования Merrill Lynch и Age Wave, посвященного теме финансового благополучия женщин (“Women and Financial Wellness: Beyond the Bottom Line”), было подсчитано, что совокупный заработок мужчин в среднем может быть вдвое больше, чем у женщин, в связи с тем, что женщины периодически вынуждены оставлять работу, чтобы справляться с семейными ситуациями, связанными с уходом за детьми или за пожилыми родителями, или с супружескими отношениями. В среднем женщины проводят без работы 44% своей жизни, тогда как мужчины – только 28%. Разрыв в оплате труда мужчин и женщин только усугубляет эту проблему. К тому же женщины живут дольше, а это значит, что им необходимо иметь больше сбережений для финансирования своей жизни после выхода на пенсию. Ведь более долгая продолжительность жизни означает и более высокие медицинские расходы, а женщины, пережившие своих супругов, в престарелом возрасте могут столкнуться с большими расходами, связанными с оплатой сторонних услуг по уходу.

Это действительно серьезная тема, и неудивительно, что на вопрос о самом большом сожалении касаемо финансов 41% женщин отвечали, что сожалеют, что не вкладывали больше. Первостепенное значение здесь имеет планирование, и, потратив свое время на то, чтобы узнать больше об инвестировании и поставить перед собой реалистичные финансовые цели, можно избежать стресса по многим финансовым вопросам в будущем.

Отрадно, что наряду с этим наблюдается еще одна важная тенденция. Благосостояние женщин растет как никогда раньше. По подсчетам Бостонской консалтинговой группы (Boston Consulting Group), в 2010 году общее персональное состояние женщин составило 35 триллионов долларов, и, по прогнозам, к 2023 году эта сумма более чем удвоится и достигнет 90 триллионов долларов, образуя треть мирового частного капитала. Существенными факторами увеличения благосостояния женщин являются наследство от супругов-мужчин (как мы помним, женщины живут дольше) и растущая вероятность передачи семейного бизнеса по линии дочерей. Кроме того, растущее гендерное равенство в корпоративном мире также способствует значительному росту благосостояния женщин.  

В инвестиционной отрасли, где традиционно доминируют мужчины, наконец постепенно приходит понимание того, что пора начать уделять значительно больше внимания своим клиентам-женщинам. Например, почему женщина должна доверять управляющему активами, который всегда разговаривает только с ее мужем, не вовлекая ее в обсуждение каких-либо вопросов, касающихся финансового благосостояния их семьи? Поэтому управляющие активами стараются как можно быстрее и лучше адаптироваться, чтобы повысить свой уровень качества обслуживания женщин-инвесторов.

Столь позитивное развитие событий не только способствует обучению потенциальных инвесторов, но и влияет на то, какие отрасли смогут привлечь больше инвестиций в будущем. Например, 84% опрошенных женщин, по сравнению с 67% мужчин, заявили, что для них важно устойчивое инвестирование. По мере роста финансового влияния женщин будет расти и тенденция к инвестициям, ориентированным на увеличение стоимости бизнеса, что станет мощной движущей силой позитивных перемен в будущем.

Финансовые учреждения, наконец, начинают обращать внимание на потребности и конкретные запросы своих клиентов-женщин, но впереди еще долгий путь. Как вы, наверное, заметили, данные, на которые я ссылался, в основном получены в Великобритании и США – на рынках с устоявшейся инвестиционной культурой, пусть и обусловленной гендерными факторами. Поскольку инвестиционная культура Латвии еще только развивается, у нас есть прекрасная возможность создать здоровую и успешную инвестиционную среду, в которой женщины участвуют на равных и где учитываются их потребности, особенно в отношении времени и планирования.

В конечном итоге это принесет пользу не только женщинам, но и обществу в целом. И кто знает, может быть, и мужчины в Латвии могли бы перенять некоторые положительные инвесторские качества, благодаря которым женщины-инвесторы превзошли своих коллег-мужчин в Великобритании.

Из материалов журнала Forbes ( номер 23, август 2021 г.)