Золото в собственном весе

09 сентября 2020 г.

Паулс Миклашевичс
Директор по управлению активами клиентов BlueOrange


«Кто-то однажды мне сказал, что ты не являешься состоятельным, пока в твоем распоряжении нет золота в собственном весе,» — сказала моя клиентка. Я никогда раньше не слышал такого аргумента. Так или иначе, — эта сумма должна быть достаточно крупной. Я уже начал подсчитывать, за какую сумму я должен купить золото по словам клиентки (это было около трех миллионов долларов США). Должны ли мы ликвидировать весь ее инвестиционный портфель, чтобы достичь этой цели? Насколько целесообразной является эта цель? Является ли вообще приобретение золота хорошей идеей? Это было в 2012 году. С восстановлением мировой экономики после финансового кризиса золото продавалось за более низкую цену, чем прежде. Вырастит ли его цена в ближайшее время? Мне так не показалось. Как выбрать самый вежливый способ сказать клиентке, что лучший выбор — сохранить инвестиции в продуктивные и творческие активы, например, акции и облигации, а не инвестировать в блестящий материал, выкопанный из земли для продажных целей, за хранение которого еще кому-то придется платить? Или, скорее, как это сказать ее приватбанкиру, надеясь, что мое сообщение не исчезнет в переводе?

Но давайте вернемся к тому, сколько стоит золото в собственном весе. Стандартной единицей измерения золота является Тройская унция. В одном килограмме золота 32,15 Тройских унций. По нынешним ценам, один килограмм золота возможно продать за 64 тысячи долларов США, что составляет 54 тысячи евро. Посчитайте сами, сколько золота вам нужно приобрести, если вы этого еще не сделали. Возможно, это хорошая формула, которую можно добавить к рекламам программ по потере веса в сети Instagram как дополнительное поощрение: «Чем меньше ты весишь, тем меньше золота тебе надо приобрести, чтобы считаться состоятельным! Каждый килограмм значится!» К сожалению, проблема с золотом заключается в том, что нельзя использовать золото, чтобы купить больше золота. Владелец золота всегда зависит от кого-то другого, кто в будущем готов купить это золото и заплатить за него другой валютой или активами. Это отличный пример спекуляции.

Хотя летом этого года золото торгуется по исторически высочайшей номинальной цене по отношению к любой мировой валюте, последние восемь лет не являлись столь щедрыми к владельцам золота, если сравнить с доходностью высококачественных ценных бумаг. Это изменилось только недавно, и золотой рекордный забег завоевывает все больше внимания у средств массовой информации.
В начале августа инвесторов шокировало сообщение о том, что компания Уоррена Баффетта (Warren Buffett) Berkshire Hathaway во втором квартале этого года приобрела 20 918 701 акций Канадской компании по добыче золота Barrick Gold на 564 млн долларов США. Баффетт часто высмеивал инвестиции в золото. Кульминацией такого высмеивания стала его письмо в 2011 году, адресованное акционерам, в котором была возделана емкость сельскохозяйственного и промышленного производства Америки по сравнению с каким-то блестящим кусочком, который ничего не создает. Я помню, как я использовал аргументы Баффетта, когда пытался отговорить свою клиентку от приобретения золота в собственном весе. Баффетт оказался прав. Цена на золото достигла своих вершин в 2011 году, и в последующим вернулась к ее высочайшему уровню всего пару месяцев назад.

Но тем не менее, — девять лет спустя Баффетт приобретает Канадскую компанию по добыче золота? Что происходит, Уоррен? Выпил ли ты слишком много диетической колы? (Уоррен выпивает несколько баночек Diet Coca Cola в день.)

Конечно, доля акций компании Barrick Gold, находящихся в собственности Berkshire Hathaway, является относительно малой, если сравнить с другими ценными бумагами. Например, в их собственности находятся акции Apple Inc., стоимость которых двести раз больше. Кроме того, при приобретении компании по добыче золота, Баффетт не приобретает само золото, а его производителя, будущая доходность которого зависит от добычи золота. Возможно, для него кажется привлекательным то, что исторически золото хорошо торгуются в условиях отрицательных реальных ставок — какими они являются и сейчас (реальные ставки = процентные ставки - инфляция). Возможно, его заинтриговала способность Barrick Gold повысить оценку своих запасов золота с повышением цены на золото. Или возможность приобрести дополнительные резервы с использованием транзакций M&A, благодаря низким кредитным ставкам и их стабильному балансу.

Несмотря на то, что позиция Баффетта по отношению к Barrick Gold скромна, с этой сделкой он дал косвенное поощрение для приобретения предприятий по добыче золота. Это оказывает огромное потенциальное влияние на работу институциональных инвесторов во всем мире. Каждый год я встречаюсь с около сотней управляющих фондами, в основном с европейцами. За последние шесть лет я не слышал, чтобы кто-то из них пытался продать фонд добычи золота или говорил о ценности акций какого-то конкретного предприятия по добыче золота. Ни одного. Так как первые годы своей карьеры я провел как институциональный торговец ценных бумаг в Канаде, в том числе покупая и продавая акции предприятий по добыче золота, я часто думал о том, что должно произойти, чтобы европейцы заинтересовались приобретением предприятий по добыче золота. Я никогда не думал, что именно Уоррен Баффетт даст этому зеленый свет.

Пять месяцев спустя после массовой распродажи, вызванной Covid-19, индекс S&P 500 достиг новых высот. Инвесторы в недоумении о скорости и силе восстановления рынка акций, но нет сомнений в том, что важную роль сыграло именно решение Банка федеральных резервов США расширить свой баланс золота, что положительно повлияло на цены ценных бумаг. Суммы потрясающие.

С лета 2008 года до середины августа 2020 года, Банк Японии, Европейский Центральный банк и Банк федеральных резервов США в общем пополнили свои балансы на сумму эквивалентную почти 17 триллионам долларов США. Центральный банк Китайской Республики прибавил еще 2 триллиона долларов США. За всю мировую историю выкопано около 200 000 тонн золота, из которых две трети добыты в период, начиная с 1950 года. По нынешней цене 2000 долларов США за Тройскую унцию, общая стоимость этого золота составляет 12,86 триллионов долларов США. Итак, крупнейшие центральные банки мира с начала масштабного финансового кризиса добавили в свои балансы около 1,5 x всего мирового золота. Цель центральных банков, увеличивая свои балансы, покупая облигации, состоит в том, чтобы освободить деньги, которые можно разместить в целях получения прибыли.

Такой эффект «trickle down» особенно выражен на сырьевом рынке, когда увеличивается цена основного ресурса, как это происходит в настоящий момент с ценой на золото. Это влияние может значительно увеличится, если соответствующий сектор недостаточно насыщен институциональными инвесторами. Однако факт, что только одно предприятие по добыче золота — Newmont Gold, включено в индекс S&P 500 с показателем 0,2%, означает, что в распоряжении пассивных инвесторов в настоящее время практически нет связанных с золотом ценных бумаг.

Крупные инвесторы обычно начинают с приобретения позиции в больших, ликвидных предприятиях по добыче ресурсов. Это снижает вероятность того, что драматически повысятся цены на момент, когда они пытаются приобрести большое количество акций, а также дает им возможность отступления, если исходные ожидания не оправдываются. Продавцы после этого могут перераспределить свои доходы от продажи дальше, и более востребованными становятся производители среднего уровня. Последними звеном в этой цепи являются меньшие, спекулятивные сделки, но рост цен на акции таких небольших предприятий часто становится самым впечатляющим.

Я полностью согласен с тем, что приобретение золота в собственном весе — это достаточно впечатляюще, но намного более впечатляющим при нынешнем темпе роста цен на золото является приобретение запасов золота, которые все еще находятся в процессе разработки, за часть текущей цены на золото. Для наибольшей части инвесторов приобретение золота в собственном весе является нереалистичной целью, но существует возможность за весьма скромную цену приобрести акции некоторых перспективных компаний по добыче золота, унции золота которых все еще находятся под землей. Кроме того, с учетом низких цен на золото за последние десять лет, деятельность по изучении недр сократилась, и вместе с тем снизилась известная неразработанная часть запасов золота, что делает известные запасы этих предприятий еще более привлекательными.

Если добавить эту динамику к растущему объему денег в распоряжении центральных банков, инвестиции в предприятия по добыче золота станут еще более интересными.

Для того, чтобы поправить свои балансы, крупные предприятия по добыче золота как Barrick Gold значительно снизили свои расходы на изучение недр и приступили к реализации непрофильных активов. Набирают темп процессы слияний и поглощений, но, если учитывать циклы прошлого, это только начало.

Баффетт никогда не будет покупать компанию по добыче золота, которая является новичком в своем деле, но чем больший поток денег направляется в сторону крупных добытчиков как Barrick Gold, тем большей будет их мотивация стимулировать объем производства и возобновить свои резервы. Малые предприятия по добыче золота бывают очень волатильными, потому что они более чувствительны к изменениям цены на золото, но выигравшие получат впечатляющий приз. А если кто-то и любит покупать доллары будущего за пенни, то это, должно быть, старый добрый Уоррен.


Из материалов журнала Forbes ( номер 14, сентябрь 2020 г.)